Visa и бюро кредитных историй (БКИ) «Эквифакс» запустили для банков сервис оценки вероятности дефолта заемщиков, рассказала гендиректор платежной системы в России Екатерина Петелина.

Карту не обманешь

«Рисунок трат по картам может быть ценным дополнением к кредитной истории», – объясняет идею Петелина: категория карты, частота и места покупок, потраченная сумма – эти параметры должны что-то говорить о заемщике. Кроме того, люди могут обращаться за кредитом впервые – о них у бюро нет сведений. Наконец, кредитное поведение может быть устаревшим, а транзакционное – актуально, отмечает она.

Visa может проанализировать, как человек тратит по картам разных банков, и дать целостную картину его поведения, присвоив ему скоринговый балл. У клиента может быть зарплатная карта в одном банке и любимая карта с баллами для путешествий в другом, приводит она пример. По этим картам он выглядит разным человеком: один снимает деньги в банкомате и иногда использует карту для мелких покупок, другой – премиальный клиент, покупающий одежду в Италии. Несмотря на миф, что зарплатный банк знает о клиенте все, он видит 40% информации, привел результаты пилота гендиректор бюро Олег Лагуткин.

Важно для кредитного скоринга и то, если у человека есть отдельная карта для покупок в интернете и он использует ее для оплаты, скажем, азартных игр.

Хороший скоринговый балл, как правило, у тех, кто часто использует карту, в том числе для повседневных покупок: его поведение понятно, указывает Петелина.

Кто видит ваши карты

Парадокс, но Visa знает о своих картах далеко не все. Она не знает, кто стоит за той или иной картой, а только ее 16-значный номер. Чтобы собрать вместе данные о разных картах человека, нужен некий агрегатор, например БКИ, так в проекте и появился «Эквифакс». Вместе с платежной системой они смогли совместить данные о картах человека и операциях по ним.

«Благодаря тому что платежная система использует БКИ, она может объединять данные по нескольким картам субъекта в разных банках», – объясняет Лагуткин.

Работу с банками ведет «Эквифакс»: он обращается к Visa и по запросу банка выдает ему итоговый скоринговый балл заемщика, передал Лагуткин через представителя.

Вот как это происходит. Банки отправляют бюро данные клиентов в зашифрованном (хешированном) виде, описывает Петелина. Номер карты шифруется с использованием уникального ключа, который знают только банк и Visa. «Эквифакс» же создает уникальный идентификатор пользователя и, сопоставляя данные из разных банков, привязывает к нему зашифрованные номера карт, продолжает она. Далее «Эквифакс» передает Visa уникальный идентификатор и все карты пользователя в шифрованном виде. «Visa не знает, кому принадлежат карты», – подчеркивает Петелина.

Во все карты не заглянешь

Хотя в роли агрегатора выступает БКИ, в базу попадут данные не только о кредитных картах, но и о дебетовых. Сбор базы происходит в офлайн-режиме: банки – участники проекта раз в неделю предоставляют через бюро зашифрованные номера всех карт всех своих клиентов, говорит Петелина.

Данные о картах других банков и платежных систем в базу не попадают, узкая выборка – уязвимое место проекта.

Поэтому сейчас основной вопрос – подключится ли к нему Сбербанк, поделились опасениями три участника проекта: по их словам, банк, выпустивший более половины всех карт в России, решение пока не принял. Сбербанк на запрос не ответил. Менеджер банка из топ-10 говорит, что его банку проект интересен, если в нем будет Сбербанк.

15 банков, в том числе «очень крупные розничные игроки», подтвердили, что готовы использовать сервис Visa, указывает Петелина. Пресс-служба платежной системы назвала ВТБ, «Тинькофф банк», «Хоум кредит» и «ФК Открытие». ВТБ «внимательно следит» за развитием продукта – «транзакционный скоринг интересен банку в качестве дополнительного источника информации, содержащего достоверные клиентские данные», говорит представитель ВТБ, но присоединение к проекту не комментирует.

А вот «Хоум кредит» планирует использовать сервис Visa в составе единой скоринговой модели, отмечает начальник управления анализа рисков Мурат Еникеев. Представитель «Тинькофф банка» сравнил сервис Visa и «Эквифакса» с созданием института БКИ: он позволит лучше контролировать риск чрезмерной долговой нагрузки, ведь анализируется объективная информация о тратах, а не формальные справки о доходах и пользователи получат более справедливые условия (ставку и лимит).

Игра на интерес

Модель работает и в нынешнем, усеченном, составе, уверяет Лагуткин: «Мы проводили «стресс-тестирование». По его словам, даже без трех крупнейших банков точность скоринговой модели заметно возрастает. Сервис позволяет снизить кредитный риск более чем на 10%, подтверждает Еникеев.

Есть и юридические риски, опасается менеджер банка из топ-10: законом такой обмен не запрещен, но реакцию регулятора предсказать трудно. Комментарии ЦБ и Роскомнадзора получить не удалось.

Хешированные данные не относятся к персональным, но есть мнение ФСБ и Минкомсвязи о том, что хеширование не является методом обезличивания персональных данных, говорит управляющий партнер консалтинговой компании «Емельянников, Попова и партнеры» Михаил Емельянников. Данные передаются в хешированном виде, но в конце концов соотносятся с конкретным человеком и влияют на его кредитный рейтинг, указывает он.

Согласие на запрос в Visa человек подписывает вместе с иными согласиями при работе с банками, парирует Лагуткин. Текущий процесс передачи данных позволяет ограничиться согласием на передачу данных в БКИ, подтверждает Еникеев. Но согласие на обработку персональных данных должно быть «конкретным, информированным и сознательным», напоминает заместитель гендиректора по правовым вопросам «Амулекса» Юлия Галуева.

Национальная платежная система «Мир» с 2018 г. проводит аналогичные пилотные проекты, сказал ее представитель, решение о промышленном запуске еще не принято. Mastercard не ответила на запрос.

Источник: www.vedomosti.ru